ФИГУРЫ ПУСТЫНИ НАСКА - УНИКАЛЬНЫЙ АРХЕОАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Чешский путешественник Милослав Стингл свое описание феномена пустыни Наска начинает со слов: "Картинная галлерея на пустынных плоскогорьях... принадлежит к самым поразительным достопримечательностям не только сегодняшнего Перу, но и всей нашей планеты".
Гигантские наземные фигуры перуанской пустыни Наска впервые были замечены летчиками в двадцатые годы, известными же научной общественности они стали с 1947 г., благодаря американскому историку Полю Косоку, опубликовавшему ряд фотографий, сделанных с воздуха /1,2/. Ученые разных стран пытались найти ответ на многочисленные вопросы, которые безмолвно задают человечеству эти стилизованные образы земной фауны и флоры. Наибольший вклад в изучение насканских наземных фигур внесла немецкий математик и астроном Мария Райхе /3/, посвятившая более сорока лет составлению их точных планов и схем.
Чем же поражает этот памятник истории современного человека?
Перуанская пустыня Наска находится в 450 километрах к югу от Лимы, примерно в 50 км от побережья Тихого океана, расположена на высоте 800 м над уровнем моря. Она занимает поверхность плато площадью около 500 квадратных километров между долинами рек Наска и Инхенио. Наземные фигуры пустыни созданы путем снятия со светлой подпочвы (смеси песка, глины и кальцита) бурых камней, обломков вулканической гальки, которые от долгого воздействия солнца и воздуха покрыты тонким черным налетом (окислами марганца и железа), так называемым "пустынным загаром". Лучше всего гигантские даже по современным меркам фигуры видны с борта небольшого самолета или вертолета, тогда как с земли и с окружающих пустыню невысоких гор их контуры не различимы. С воздуха они выглядят как более светлые на фоне почвы линии, полосы, геометрические площадки (треугольники, трапеции, прямоугольники), разнообразные синусоиды, спирали, а также рисунки различных животных.
Прежде всего необходимо выделить, что существует два типа фигур. Первый тип "ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ". Это линии (шириной 15-60 см) и полосы или "дороги" (шириной свыше 60 см), которые тянутся прямолинейно на расстояния до 8 километров. Площадками называют освобожденные от камней треугольные, трапецеидальные и прямоугольные фигуры. Ширина их не превышает 80 м, тогда как длина самого большого прямоугольника 780 м, а лучеобразных треугольников - свыше 2 км. Кнутообразные фигуры и различного вида зигзаги - самые распространенные геометрические элементы, они составляют так называемую "декорацию" крупномасштабных площадок. Кроме того на плато насчитывают свыше десятка так называемых "ЦЕНТРОВ", мест, из которых радиально выходят в разные стороны линии, полосы. Всего в пустыне Наска насчитывают 13 тысяч линий, около 800 площадок, 100 разнообразных спиралей, среди которых разбросаны около трех десятков фигур второго типа, СМЫСЛОВЫХ. Это контурные рисунки различных животных, преимущественно птиц. Они включают 200-метровую ящерицу (пересеченную лентой панамериканского шоссе, строители которого ее и не заметили), 300-метровую птицу со змеиной шеей, 100-метрового кондора, 80-метрового паука. В общем, это птицы, рыбы, некое подобие дерева, цветок, обезьяна и, наконец, 30-метровая человекоподобная фигура, выполненная не на плоскогорье, а как бы выбитая на довольно крутом склоне горы.
Исследователи феномена, начиная с американского историка Поля Косока и "апостола" пустыни Марии Райхе, выдвигали ряд гипотез о назначении фигур. Большинство исследователей /4-7/ относит эти фигуры к индейской культуре наска доинкского периода, расцвет которой приходится на 300-900 гг. н. э. Они предполагают ручную уборку камней и раскладку их валиками вдоль краев фигур, провешивание линий с помощью шестов или эллиптических зеркал тупу, а также создание рисунков путем увеличения с эскизов с помощью веревок и кольев.
Относительно назначения фигур было высказано множество гипотез, предполагающих и ритуальный характер, и аналогию с тотемными знаками племен, и назначение в качестве дара или обращения к богам. Наибольший интерес в научных кругах вызвала гипотеза об астрономическом календаре, выдвинутая П.Косоком/8/. Он назвал Наску "самой большой книгой по астрономии".
Здесь надо отметить, что решающую роль в поиске генезиса наземных фигур сыграло местонахождение пустыни в области некогда существовавшей насканской культуры. Для этой культуры характерна многоцветная керамика, на которой также встречаются изображения птиц, рыб и других животных. В качестве же основного аргумента в пользу этой гипотезы, фигурируют данные радиоуглеродного анализа. Эти измерения были проведены по просьбе М. Райхе на единственном древесном образце, найденном в кромке одной из фигур. Они показали 525 г. н. э., но это фактически время физической гибели дерева. Других объективных исследований возраста фигур не проводилось. Гватемальский писатель Мануэль Галич/9/ обнаружил упоминание о насканских фигурах в испанской хронике 1548 г. Таким образом достоверный временной интервал создания фигур 525 - 1548 гг. Как видим, разброс по времени составляет тысячу лет, т. е. нужны дополнительные исследования этого вопроса с применением современных объективных методик.
По моему мнению, вопрос о генезисе перуанских наземных фигур значительно сложнее. В противоречие с вышеупомянутыми гипотезами вступает ряд фактов, на которых следует остановиться подробнее.
1. Комплекс рисунков пустыни Наска является лишь частью феномена, который точнее называется перуанские наземные фигуры. Аналогичные по технике исполнения фигуры встречаются в средней зоне Анд вдоль всего Тихоокеанского побережья. Область их распространения составляет 1500 километров от долины реки Санья на севере Перу до пустынь и гор северных районов Чили. Еще в сороковых годах сообщалось /8/ о полосах, подобных насканским, в окрестностях долин рек Римак, Чиллон, Виру. Тогда же были найдены фигуры в окрестностях Лимы. В семидесятых годах подобные рисунки были найдены в пустынях южной провинции Перу Арекипа. Так что они никак не могут относиться к одной локальной культуре, какой была индейская культура наска.
2. Большинство гипотез сформированы из рассмотрения одних изобразительных фигур. Смысловые рисунки несомненно обладают большой информативностью, однако они теряются среди тысяч линий, треугольников, зигзагов. Нередко рисунки перечеркнуты линиями, перекрыты поверхностью широких полос или составляют комплекс с зигзагами, спиралями, что опровергает их первостепенную значимость. Наконец, объяснение феномена, исходя из рассмотрения 0,2% от общего числа фигур, по меньшей мере, некорректно.
3. Масштабность работ. Да, все это можно сделать вручную, если рассматривать каждую фигуру отдельно. Но, по моим оценкам, сделанным на основе замеров экспедиции Дж. Хокинса/4/, общий объем работ по созданию комплекса фигур пустыни составляет величину порядка 100 000 человеко-лет. Эта цифра вступает в противоречие с гипотезой об использовании ручного труда по нескольким причинам:
а) Пустыня расположены между двумя долинами, которые могли прокормить несколько тысяч человек. Такие затраты в условиях трудоемкого орошаемого земледелия должны объясняться мощным стимулом, но его трудно выделить в хаосе линий, особенно декоративных зигзагах и кнутообразных фигурах.
б) Особенности грунта и климата здесь таковы, что следы ног человека, лошади, сохраняются на века. Как могла сохраниться бесследной деятельность либо 100 человек на протяжении 1000 лет, либо 1000 человек - 100 лет, если на снимках сороковых годов только вдоль шоссе и грунтовой дороги широкими неровными белыми пятнами видны следы человеческой активности? Более того, посещение пустыни туристами за несколько лет привело к угрозе уничтожения фигур, и пустыня была объявлена заповедником.
в) Свидетельства об огромных затратах труда отсутствуют в легендах и воспоминаниях местного населения, а также в испанских хрониках. На предполагаемых "святилищах" индейцы строят загоны для скота или распахивают поверхность фигур, не подозревая об их существовании.
4. Гипотеза о сельскохозяйственном календаре опровергнута английским астрономом Дж. Хокинсом, который провел расчеты на ЭВМ и был вынужден признать, что "...из 186 (93 линии, использованные дважды - в прямом и обратном направлении) направлений отдельных линий и контуров фигур, только 39 ассоциируются с Луной и Солнцем... Результат не свидетельствовал в пользу календарной теории, так как был слишком близок к случайному распределению". Да и для нужд земледелия вряд ли требовались тысячи линий.
5. Наконец, на мой взгляд, самое главное - это уникальные высокотехнологические особенности перуанских наземных фигур.
Остановимся на особенностях фигур особо, поскольку творения любого разума содержат определенный ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, отражающий как уровень развития самого разума, так и средств, используемых в процессе его деятельности.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИ ФИГУРЫ (линии, полосы, площадки, зигзаги, спирали) встречается не только на поверхности плато, но и на его выветренных склонах, на соседних плато, на крутых отрогах гор. Иногда они тянутся цепочкой по вершинам гор. Для этих фигур характерны такие особенности:
- прямолинейность: среднее отклонение по направлению не превышает 9 минут (вернее это предел точности метода фотометрической съемки), т. е. фигуры нанесены точнее, чем это можно проверить с помощью современным методов аэрофотосъемки;
- высочайшая точность - разброс точности краев линий, полос составляет 5 см при многокилометровой длине;
- фигуры сохраняют идеальную прямолинейную направленность на пересеченной местности;
- при многослойном наложении фигур сохраняется видимость всех контуров, что позволяет проследить последовательность их исполнения (чем же объясняется видимость многослойных фигур - один из ключевых вопросов в решении технологических проблем);
- видимость полос сохраняется при изменении характера грунта (при пересечении полосой выходов горных пород), хотя в этом случае подстилающая поверхность внутри контура уже не песок, а мелкая вулканическая щебенка, по всей вероятности не достаточно окислившаяся за прошедший интервал времени;
- существует ограничение фигур по ширине при практически неограниченной длине; этим ограничением обуславливается лучеобразный характер треугольных фигур (нет фигуры с углом расхождения более 17 град.); нет ни одного круга, квадрата, зато множество синусоид и спиралей, - фигур, образовывающихся при сложении колебательного или вращательного движения с поступательным; это свидетельства динамизма в процессе создания фигур;
- расположение и конфигурации лучеобразных фигур имеют сходство со схемами геометрической оптики: треугольник в какой-то момент как бы перегибается и тянется вбок, сохраняя при этом угол расхождения (так в оптике демонстрируют закон отражения света); линии "перегиба" полос или трапеций всегда прямолинейны, как границы отражения или преломления света; встречаются треугольники с изменяющимся углом расхождения, что также имеет сходство с лучами света при изменении апертуры источника излучения;
- геометрические фигуры, выполненные на сложном рельефе, сохраняют свою правильную форму на снимках, сделанных с воздуха (это возможно, если они спроецированы с того же места, с которого сфотографированы); напротив, при съемке с другой позиции видно, что на поверхности такие геометрические фигуры имеют неправильную форму;
- на плато существуют линии, направленность которых носит астрономический характер: линии, указывающие восход или заход солнца в дни солнцестояний или дни равноденствий; существуют линии, расположенные строго по направлению север-юг. Это свидетельствует, что в местонахождении фигур может быть заложена информация.
Таким образом для геометрических фигур характерны прямолинейная направленность, независимость от рельефа и динамизм техники исполнения.
СМЫСЛОВЫЕ РИСУНКИ - это контурные рисунки животных, их размеры колеблются от 45 до 300 метров, при ширине контурной линии от 15 см до 3 метров(!). Рисунки сосредоточены, главным образом, вдоль края плато над долиной реки Инхенио.
К особенностям рисунков надо отнести следующее:
- все рисунки выполнены одной непрерывной линией, нигде не замыкающейся и не пересекающей самое себя;
- "вход" и "выход" чаще всего выглядят как две параллельные линии;
- контурная линия начинается и заканчивается на полосе или площадке, при этом раздвигает кромку последней, свидетельствуя что рисунок выполнялся одновременно или позже площадки, даже если она "портит" изображение;
- кривые рисунков идеально сопряжены между собой и с прямыми (установлено М. Райхе), т. е. они выполнены по строгим математическим законам, чем объясняется их удивительная красота и гармония;
- все рисунки, за исключением обезьяны, выполнены механистично, это символы, лишенные эмоциональной окраски;
- при всем своем совершенстве рисунки имеют искажения - асимметрию, которую часто объясняют несовершенством метода увеличения рисунка с эскизов; на мой взгляд, эти искажения скорее напоминают те, что возникают при проецировании под углом к поверхности; попытки с помощью компьютера "выровнять" рисунок паука показали, что искажения имеют трехмерных характер, т. е. они не могли получиться в результате каких-либо приемов увеличения на плоскости;
- на рисунках обезьяны и "фигуры с девятью пальцами" кисти левой конечности пятипалые, а правой - четырехпалые;
- часть рисунков имеют секущие линии, параллельные какому-либо отрезку контура; вторая категория рисунков выполнена сложным заполнением внутреннего пространства, когда каждый последующий виток, как бы "опирается" на предыдущий. Такая логика построения рисунков используется при математическом описании фигур в компьютерной технологии.
Таким образом, для смысловых фигур пустыни Наска характерны символизм
и механистичность техники исполнения, которые придают им сходство с рисунками
графопостроителя.
Область распространения перуанских наземных фигур в средней зоне Анд вдоль всего Тихоокеанского побережья, масштаб работ в целом, видимая легкость исполнения, обилие "шумовых" элементов, динамизм фигур, механистичность рисунков и их сходство с компьютерной графикой вызывают сомнения относительно принадлежности их к такой локальной культуре, как индейская культура наска, а также относительно использования примитивного ручного труда.
Как видим, все существующие гипотезы имеют слабые места. Более того, большинство исследователей не уделяли должного внимания изучению геометрических фигур, хотя, на мой взгляд, как раз их исследование может привнести качественное изменение в подходе к пониманию истинного содержания этого феномена.
На фотографии - комплекс наземных фигур на плато и склонах в долину
р. Пальпа (П. Косок, 1947 г). Справа видны строения (внизу, в долине).
Масштабность работ с одной стороны и их условная скрытность с другой
- вот характерная особенность этого памятника, которая выделяет его
среди других памятников истории, делает его уникальным. Все сооружения
человека, создание которых требовало больших затрат труда, были вещественны,
весомы, представляли в конечном результате какую-то материальную ценность,
хозяйственную, культовую, военную. Перуанские же наземные фигуры не ощутимы
с земли, они привлекли к себе внимание, только когда человек поднялся в
воздух, т. е. на определенной ступени развития цивилизации. Осознание
информативности фигур, сложности техники исполнения и содержания схемы
линий происходит постепенно на протяжении полувека по мере развития современных
знаний и технологий.
Изображения животных концентрируются в довольно узкой области и служат своего рода приманкой, привлекая внимание в первую очередь именно к этому участку плато над долиной реки Инхенио. Здесь проходят несколько параллельных между собой длинных линий, которые к тому же отмечены расширениями в сторону обрыва. В их расположении угадывается определенная гармония. Измерения промежутков между этими линиями (назовем их "координатными"), выявили, что они составляют пропорцию 5:6:7:8! В пределах этого участка плато третья координатная линия и расположенный на ней третий центр первоначально лишь предполагались. Рассмотрение общей схемы основных линий Наски подтвердило правильность логических построений: третий центр существует в центральной части схемы и, более того, от него отходит на юг явно выраженная третья координатная линия. Она соединяет третий центр с еще одним из центров. Линия зимнего солнцестояния пересекает систему координатных линий под углом 80°.
Окончательно пропорция выглядит как 4:5:6:7:8. Эта система позволяет соответственно пронумеровать центры, расположенные на координатных линиях, приняв начало отсчета пропорции за ноль. На общей схеме эти центры отмечены порядковыми номерами.
Выявленная автором логика в расположении линий на краю плато свидетельствовала, что есть смысл проанализировать, с какой целью нанесены другие километровые линии на плато. Оказалось, что значительная их часть отрезками или полностью соединяют между собой центры. При этом обнаружилось, что пять пар линий, соединяющих центры, параллельны между собой. Они формируют две геометрические фигуры: шестиугольник и параллелограмм, близкий по форме к ромбу. Внутри обеих фигур, на диагонали "ромба" (ее длина примерно 21 км) расположен третий центр, около которого на склоне горы находится единственная человекоподобная фигура на плато.
Таким образом, можно предположить, что информация скорее всего заключается в пространственном расположении 12 центров и их взаимосвязи. О чем рассказывает схема? Или, может, предупреждает? Что символизирует единство четырехпалых и пятипалых рук?
Как один из вариантов трактовки, можно попытаться отождествить третий центр с нашей планетой, Землей, а систему координатных линий ? с Солнечной системой. Тогда другие центры на координатных линиях должны соответствовать: 4 - Марсу, 6 - Юпитеру, 7 - Сатурну, 8 - Урану. Вынесенный в сторону центр на пятой линии - поясу астероидов или гипотетическому Фаэтону. Третий центр, Земля, занимает на схеме ключевую позицию: он находится внутри обоих многоугольников и как бы является связующим звеном между двумя мирами ? Солнечной системой и какой-то еще, нам не известной. Композиция из двух многоугольников выглядит объемной и напоминает некую кристаллическую структуру. Компьютерная обработка показала, что третий центр является еще и центром вращения этой кристаллоподобной композиции.
Кто же был автором этого творения? Пока мы можем только предполагать. Впрочем, кое-что мы уже знаем. Тот, кто оставил эти фигуры, скорее всего, имел возможность перемещаться по воздуху, безукоризненно ориентировался в пространстве. Мне представляется, что авторы феномена обладали источником неизвестной нам энергии, которая при соприкосновении с грунтом оставляла ?следы?. Еще в 1947 году Поль Косок опубликовал статью "Загадочные следы Наски"/1/, в которой поместил ряд сделанных с воздуха фотографий наземных фигур. В предисловии говорится, что он попытался "бросить вызов" научным кругам. Однако должного отклика статья не получила и до сих пор. П. Косок не случайно назвал полосы и треугольники словом "markings" - отпечатки, следы. Скорее всего, это не образное сравнение, а интуитивная догадка, попытка осмыслить "нечто", превосходящее по технике исполнения уровень современных человеческих возможностей.
"Путеводными указателями для странников" названы линии Наски в "Хронике Перу", написанной испанским хронистом Педро Сьеса де Леон в 1548 году. Кто эти странники?
Так или иначе, это послание ждет своего адресата. Информация заложена не навязчиво, логика распределения центров не бросается в глаза. Нам пока трудно представить смысл оставленной информации, однако наличие в этом построении математической логики и астрономического ориентиров, позволяет сделать предположение, что информация имеет общечеловеческое значение. Те, кто ее оставил, были наделены разумом, зрением, располагали сведениями о земной фауне и обладали строгой математической логикой, которая не подвержена действию ни времени, ни субъективного подхода. Они "зашифровали" на плато Наска какие-то сведения с помощью построенных с высочайшей точностью гигантских геометрических фигур. "Жизнь в аду замороженной математики" - это сравнение астронома Дж. Хокинса точнее всего отражает впечатление, которое оставляет феномен пустыни Наска при знакомстве с ним.
Заключение. Высочайшая точность построения гигантских фигур в сочетании с определенными математическими закономерностями позволяют сделать предположение: информация на плато Наска скорее всего заключена в логике пространственного расположения 12 центров и, возможно, носит астрономический характер.
Литература
1. Kosok P. The Mysterious Markings of Nazca. - Natural History, 1947,
v. 56, №5. pp. 200-207, 237, 238.
2. Kosok P., Reiche M. Ancient Drawings on Desert of Peru. - Archaeology,
1949, v.2, №1, pp. 206-215.
3. Reiche M. Mystery on Desert. Lima, 1949.
4. Хокинс Дж. Кроме Стоунхенджа. М., 1977.
5. Charroux R.L. L`Enigme des Andes, Paris, 1974.
6. Isbell W.H. The Prehistoric Ground Drawings of Peru. - Scientific
American, October, v.239, №4, 1978, pp.114-122.
7. McItyre L. Mystery of the Ancient Nazca Lines - National Geographic,
May, v.147, №5, 1975, pp. 716-728.
8. Kosok P. Life, Land and Water in Ancient Peru. N.Y., 1965.
9. М.Галич. История доколумбовых цивилизаций.М., "Мысль", 1990, С.
311-312.
Подписи к рисункам.
1. Многокилометровый комплекс наземных фигур на плато и склонах в долину
реки Пальпа/1/.
2. Чертежи рисунков пустыни Наска:
а) "летящий пеликан"/2/; линия крыльев проложена через приподнятую
кромку полосы, раздвигая ее (характерная особенность рисунков);
б) "руки с девятью пальцами"/2/ - деталь, не имеющая аналогов в индейском
искусстве;
в) зигзаг из плавно утоньшающейся линии/3/; общая длина, включая рисунок
"дерева", около пяти километров.
3. Точный план фигур/8/ (участок пустыни около долины р. Инхенио) имеет
большое сходство с оптическими схемами.
4. Схема расположений линий на краю плато над долиной реки Инхенио.
Выделена система "координатных" линий, расстояния между которыми составляют
пропорцию 4:5:6:7:8. Центры, расположенные на координатных линиях, соответственно
пронумерованы.
5. Общая схема расположения основных линий и центров на поверхности
плато Наска и в его окрестностях. Цифрами отмечены центры, расположенные
на "координатных" линиях. Выделены четырех- и шестиугольник вокруг третьего
центра. Четырехкилометровая лини, соединяющая 3-й центр с южной вершиной
шестиугольника - третья координатная линия. Пунктиром обозначены линии
соединения центров, не существующие на плане. Третий центр является связующим
между двумя системами центров.
Main Page |